Захотелось купить дорогую вещь? Конечно, покупайте, если это сделает вас счастливее, - считает наш психолог. - «Культура»
завет я несу через жизнь.
С точки зрения психологии, потребность в роскоши не является базовой. Базовые – это те потребности, от которых зависит здоровье и жизнь. В системе потребностей Абрахама Маслоу на первом месте – потребности в еде, питье, сне и сензитивности, то есть в объятиях и прикосновениях. А у Эриха Фромма на первом месте – потребность в любви.
Роскошь не влияет на жизнь и здоровье. Это атрибут принадлежности к определенной социальной группе. С точки зрения психологии, потребность в роскошных вещах возникает на фоне каких-то психологических проблем и эмоциональных дефицитов. Это бессознательное побуждение заполнить какую-то пустоту, компенсировать отсутствие чего-то важного. Чаще всего они компенсируют дефицит настоящей здоровой любви, признания и уважения.
Особая роскошь может стать способом раздувания значимости. Это характерная черта нарциссов. Им важно соревноваться во внешней крутизне и демонстрировать признаки превосходства. Большое число материальных ценностей нужно тем, кто боится быть не ценным и оказаться отвергнутым своей средой или близкими людьми.
Мамина смерть вскрыла нарциссическую часть моей личности. Такая часть бывает и у людей без нарциссической травмы. С горя я купила такие огромные бриллиантовые серьги, которые ни разу не смогла надеть. Они были похожи на мои невыплаканные слезы. Радость покупки была короткой. Потерю мамы она не компенсировала. Потом у меня случился финансовый кризис, «слезы» я продала.
Что же получается? Если человек хочет купить дорогую вещь, поражающую воображение, он нарцисс? Выходит, желание покупать ценности – нездоровое?
Когда я начала изучать психологию, в моей картине мира поведение поделилось на правильное и неправильное. «Неправильно ты, Дядя Фёдор, бутерброд ешь!» Но чем глубже становились мои познания, тем больше рождалось лояльности.
Да, потребность в роскоши – психологическая защита на фоне каких-то эмоциональных дефицитов. Но психологическая защита – на то и защита, чтобы выполнять охранную
функцию психики!
Показная роскошь - явление в истории не новое. Историкам и культурологам известен термин Belle Epoque, Прекрасная эпоха - период расцвета науки и искусства, который
длился с конца XIX века и закончился Первой мировой войной 1914 года. Это был период роскоши на фоне нестабильной политической и экономической ситуации в мире.
Видимо, в непростые времена запрос на роскошь растет. Она становится резервным источником эмоций, которые компенсируют тревожность и ощущение нестабильности. Пандемия, проблемы в политике и экономике лишили общество покоя.
Как подсластить эту горькую пилюлю? Я вспоминаю шубу и совет мамы «покупай то, что тебя хоть как-то радует». А вы?
Обсудим?
Смотрите также: